
Вячеслав Моше Кантор: у терроризма нет причин, кроме ненависти
Международный общественный деятель Вячеслав Моше Кантор не одно десятилетие своей активной работы посвятил проблематике распространения нетерпимости в обществе, вопросам безопасности и её укрепления, а также изучению современных угроз этой самой безопасности. Легко предположить, что тема терроризма в этом контексте в работе эксперта поднималась не раз и не два.
Именно угрозу террора в современном обществе Вячеслав Моше Кантор считает одной из самых серьёзных – и, что особенно тревожно, одной из самых бессменных и непреходящих. Антитеррористическая борьба с меры безопасности также с разной периодичностью поднимаются в обсуждениях на самых разных уровнях, но происходит это зачастую по мрачному поводу: в связи с очередным совершённым терактом или подъёмом экстремистской пропаганды.
Нет защиты?
Быстрой победы над терроризмом нет и быть не может, убеждён Вячеслав Моше Кантор, и уж точно одними лишь усилениями мер безопасности этой победы не добиться. Процесс это длительный, сложный, и проходить он должен с привлечением не только различных ведомств и специалистов из самых разных сфер, но и совместной работой в том числе на международном уровне. Ситуация же, когда работа эта активизируется лишь в случае очередной трагедии, и вовсе недопустима – борьба, по мнению эксперта, должна быть постоянной.
Каждый теракт лишь в очередной раз демонстрирует, что ни одна страна и ни один город в мире, какими бы ни были меры безопасности и какова бы ни была ситуация, не может быть стопроцентно защищён от страшного преступления. Даже условия пандемии, сильно снизившие статистику по насильственным преступлениям из-за банальной невозможности потенциальным преступникам и их жертвам встретиться, не остановили террористическую деятельность. Так, в австрийской столице Вене стрельба по посетителям синагоги Штадттемпель, а затем – и по прохожим в других частях города, была открыта совсем накануне объявления локдауна, в ноябре 2020 года. По мнению Вячеслава Моше Кантора, тот факт, что нападение на людей произошло именно накануне объявления повсеместного карантина и самоизоляции, в условиях, когда люди уже находились в повышено тревожном состоянии и испытывали страх перед неизвестным, лишь придал теракту ещё большего цинизма – и вновь продемонстрировал желание террористов прежде всего сеять ужас и хаос на своём пути.
То, что стрельба началась именно у синагоги, всколыхнуло обсуждение проблем религиозного экстремизма и то, как пропаганда таких взглядов тесно переплетается с терроризмом. Вячеслав Моше Кантор же непреклонен в этом вопросе: у терроризма нет и не может быть иной причины, кроме ненависти к обществу, к самой цивилизации, и желания нести разрушения и страх. Любые религиозные или национальные «оправдания», которые называют как причины терактов идеологи терроризма, на деле являются не более чем ширмой. Теракт в Вене – очередное тому подтверждение, ведь кроме посетителей синагоги жертвами нападений и стрельбы стали и обычные прохожие в других частях города. Просто потому, что оказались рядом…
Путь ненависти
Жестокость произошедшего в Вене Вячеслав Моше Кантор подтверждает и тем, что теракт был очевидно тщательно спланирован таким образом, чтобы унести как можно больше жизней и покалечить как можно больше людей. Место начала теракта тоже, по мнению эксперта, выбрано было не случайно – именно у синагоги Штадттемпель несколько десятилетий назад были совершены одни из первых в Европе антисемитских терактов.
Нельзя игнорировать и то, что трагедия в Вене случилась по следам череды терактов во Франции, где той же осенью сразу несколько человек стали жертвами нападений радикальных исламистов. Одним из самых громких стало убийство трёх человек в Ницце – на этот раз не в синагоге, а в католической базилике. Подобные кошмарные преступления, совершаемые в религиозных учреждениях, считает Вячеслав Моше Кантор, лишь служат ещё одним подтверждением, что атака террористов идёт на духовность и религиозность в целом, на то, что даёт людям надежду и что их объединяет.
Террор нацелен на всех и каждого, продолжает утверждать эксперт, и главная его идеология – ненависть. Именно поэтому эксперт считает недопустимой ту степень терпимости и толерантности, что европейские власти долгое время проявляли по отношению к идеологиям, эту ненависть разжигающим и продвигающим, прикрываясь при этом «свободой слова» и так далее. Отсутствие отпора взглядам такого толка – это своеобразная молчаливая поддержка её носителям, считает эксперт, и чувствуя эту поддержку, им уже куда сподручнее решиться на полноценный теракт…