Навигация: Транспортные средства Обзор аккумуляторов для автобусов с ДВС (двигателем внутреннего сгорания)
Печать

Обзор аккумуляторов для автобусов с ДВС (двигателем внутреннего сгорания)

Аккумуляторы в автобусах с ДВС выполняют ключевую роль:

  • Запуск двигателя;

  • Питание бортовой электроники (освещение, климат-контроль, мультимедиа);

  • Обеспечение работы вспомогательных систем (отопление, двери, компрессор).

В отличие от электробусов, где АКБ являются основным источником энергии, в ДВС-автобусах они играют вспомогательную роль, но должны быть мощными и долговечными. В Московском регионе и городах Черноземья заказать аккумуляторы для автобусов, как и другие запчасти для грузовиков, можно в компании «АТИ».

Типы аккумуляторов для автобусов с ДВС

Тип АКБ Описание Плюсы Минусы
Свинцово-кислотные (WET) Классические АКБ с жидким электролитом. Требуют обслуживания (долив воды). Низкая стоимость, высокая пусковая мощность, ремонтопригодность. Требуют обслуживания, чувствительны к глубокому разряду, риск утечки кислоты.
AGM (Absorbent Glass Mat) Герметичные необслуживаемые АКБ с абсорбированным электролитом. Устойчивы к вибрациям, не требуют обслуживания, быстрая зарядка. Дороже WET, чувствительны к перезаряду.
EFB (Enhanced Flooded Battery) Улучшенные свинцово-кислотные АКБ с увеличенным ресурсом. Лучшая устойчивость к циклированию, чем WET, дешевле AGM. Требуют контроля уровня электролита.
Гелевые (GEL) Электролит в виде геля, полностью герметичны. Устойчивы к глубоким разрядам, долгий срок службы. Высокая цена, чувствительны к перезаряду.

Свинцово-кислотные аккумуляторы (Pb-acid) требуют регулярного обслуживания для поддержания их работоспособности и продления срока службы. Вот основные аспекты ухода за ними:

Проверка уровня электролита. В обслуживаемых аккумуляторах необходимо контролировать уровень электролита (должен покрывать пластины на 10–15 мм). При снижении уровня доливайте только дистиллированную воду (не электролит, если его плотность в норме). В необслуживаемых АКБ доливка не требуется (герметичный корпус).

Контроль плотности электролита. Нормальная плотность: 1,26–1,28 г/см³ (при +25°C). Проверяется ареометром. Низкая плотность (<1,20 г/см³) указывает на разряд, высокая (>1,30 г/см³) – на возможное испарение воды.

Зарядка. Используйте зарядное устройство с правильным напряжением (обычно 14,4–14,8 В для 12В АКБ). Ток заряда: 10% от ёмкости (например, 5 А для 50 А·ч). Избегайте перезаряда (ведёт к выкипанию электролита) и глубокого разряда (сокращает срок службы).

Очистка клемм и корпуса. Окислы на клеммах (белый налёт) удаляйте раствором соды (1 ст. л. на стакан воды) и щёткой. После очистки смажьте клеммы специальной смазкой (например, Литол-24) для защиты от коррозии.

Проверка напряжения. Напряжение на клеммах:

  • 12,6–12,8 В – полный заряд;
  • 12,0–12,2 В – 50% заряда;
  • <11,8 В – глубокий разряд (опасно для АКБ).

Хранение. При длительном простое храните АКБ в заряженном состоянии (не ниже 12,4 В). Подзаряжайте каждые 2–3 месяца (из-за саморазряда). Температура хранения: +5…+15°C (холод ускоряет саморазряд, жара – сульфатацию).

Безопасность. Работайте в перчатках и очках – электролит (серная кислота) опасен! Избегайте короткого замыкания клемм. Не переворачивайте АКБ – возможна утечка кислоты. Если аккумулятор необслуживаемый (например, AGM, GEL), большинство пунктов (кроме контроля заряда и очистки) не требуются. Срок службы при правильном уходе: 3–7 лет (зависит от режима эксплуатации).

Сравнение характеристик (на примере популярных моделей)

Модель Тип Ёмкость (А·ч) Пусковой ток (А) Напряжение (В) Срок службы (лет) Цена (примерно, руб)
Tudor 6СТ-190 WET 190 1000 12 3–4 15 000 – 20 000
Varta LFD180 EFB 180 950 12 4–5 25 000 – 30 000
Bosch S6 A61 AGM 100 850 12 5–7 20 000 – 25 000
Optima YellowTop D31T AGM 75 800 12 6–8 35 000 – 45 000
Delta GX12-100 GEL 100 700 12 7–10 40 000 – 50 000

Критерии выбора АКБ для автобуса с ДВС

  1. Пусковой ток – должен соответствовать требованиям двигателя (обычно от 800 А для дизельных автобусов).

  2. Ёмкость – зависит от нагрузки (обычно 150–250 А·ч для городских автобусов).

  3. Тип АКБ – AGM и EFB лучше подходят для частых пусков, гелевые – для длительных стоянок.

  4. Температурный режим – AGM и GEL лучше работают в мороз.

  5. Срок службы – AGM и GEL служат дольше, но дороже.

Рекомендации по эксплуатации

  • Для городских автобусов (частые пуски) – AGM или EFB.

  • Для междугородних (длительные поездки) – WET или EFB.

  • Для северных регионов – AGM или GEL (лучшая морозостойкость).

Делая выводы, следует отметить следующие ключевые особенности:

  1. Оптимальный выбор для большинства ДВС-автобусов – AGM или EFB, как баланс цены и долговечности.
  2. Классические WET-аккумуляторы дешевле, но требуют обслуживания.
  3. Гелевые – самые долговечные, но дорогие.

16.04.2025