
Обзор аккумуляторов для автобусов с ДВС (двигателем внутреннего сгорания)
Аккумуляторы в автобусах с ДВС выполняют ключевую роль:
-
Запуск двигателя;
-
Питание бортовой электроники (освещение, климат-контроль, мультимедиа);
-
Обеспечение работы вспомогательных систем (отопление, двери, компрессор).
В отличие от электробусов, где АКБ являются основным источником энергии, в ДВС-автобусах они играют вспомогательную роль, но должны быть мощными и долговечными. В Московском регионе и городах Черноземья заказать аккумуляторы для автобусов, как и другие запчасти для грузовиков, можно в компании «АТИ».
Типы аккумуляторов для автобусов с ДВС
Тип АКБ | Описание | Плюсы | Минусы |
---|---|---|---|
Свинцово-кислотные (WET) | Классические АКБ с жидким электролитом. Требуют обслуживания (долив воды). | Низкая стоимость, высокая пусковая мощность, ремонтопригодность. | Требуют обслуживания, чувствительны к глубокому разряду, риск утечки кислоты. |
AGM (Absorbent Glass Mat) | Герметичные необслуживаемые АКБ с абсорбированным электролитом. | Устойчивы к вибрациям, не требуют обслуживания, быстрая зарядка. | Дороже WET, чувствительны к перезаряду. |
EFB (Enhanced Flooded Battery) | Улучшенные свинцово-кислотные АКБ с увеличенным ресурсом. | Лучшая устойчивость к циклированию, чем WET, дешевле AGM. | Требуют контроля уровня электролита. |
Гелевые (GEL) | Электролит в виде геля, полностью герметичны. | Устойчивы к глубоким разрядам, долгий срок службы. | Высокая цена, чувствительны к перезаряду. |
Свинцово-кислотные аккумуляторы (Pb-acid) требуют регулярного обслуживания для поддержания их работоспособности и продления срока службы. Вот основные аспекты ухода за ними:
Проверка уровня электролита. В обслуживаемых аккумуляторах необходимо контролировать уровень электролита (должен покрывать пластины на 10–15 мм). При снижении уровня доливайте только дистиллированную воду (не электролит, если его плотность в норме). В необслуживаемых АКБ доливка не требуется (герметичный корпус).
Контроль плотности электролита. Нормальная плотность: 1,26–1,28 г/см³ (при +25°C). Проверяется ареометром. Низкая плотность (<1,20 г/см³) указывает на разряд, высокая (>1,30 г/см³) – на возможное испарение воды.
Зарядка. Используйте зарядное устройство с правильным напряжением (обычно 14,4–14,8 В для 12В АКБ). Ток заряда: 10% от ёмкости (например, 5 А для 50 А·ч). Избегайте перезаряда (ведёт к выкипанию электролита) и глубокого разряда (сокращает срок службы).
Очистка клемм и корпуса. Окислы на клеммах (белый налёт) удаляйте раствором соды (1 ст. л. на стакан воды) и щёткой. После очистки смажьте клеммы специальной смазкой (например, Литол-24) для защиты от коррозии.
Проверка напряжения. Напряжение на клеммах:
- 12,6–12,8 В – полный заряд;
- 12,0–12,2 В – 50% заряда;
- <11,8 В – глубокий разряд (опасно для АКБ).
Хранение. При длительном простое храните АКБ в заряженном состоянии (не ниже 12,4 В). Подзаряжайте каждые 2–3 месяца (из-за саморазряда). Температура хранения: +5…+15°C (холод ускоряет саморазряд, жара – сульфатацию).
Безопасность. Работайте в перчатках и очках – электролит (серная кислота) опасен! Избегайте короткого замыкания клемм. Не переворачивайте АКБ – возможна утечка кислоты. Если аккумулятор необслуживаемый (например, AGM, GEL), большинство пунктов (кроме контроля заряда и очистки) не требуются. Срок службы при правильном уходе: 3–7 лет (зависит от режима эксплуатации).
Сравнение характеристик (на примере популярных моделей)
Модель | Тип | Ёмкость (А·ч) | Пусковой ток (А) | Напряжение (В) | Срок службы (лет) | Цена (примерно, руб) |
---|---|---|---|---|---|---|
Tudor 6СТ-190 | WET | 190 | 1000 | 12 | 3–4 | 15 000 – 20 000 |
Varta LFD180 | EFB | 180 | 950 | 12 | 4–5 | 25 000 – 30 000 |
Bosch S6 A61 | AGM | 100 | 850 | 12 | 5–7 | 20 000 – 25 000 |
Optima YellowTop D31T | AGM | 75 | 800 | 12 | 6–8 | 35 000 – 45 000 |
Delta GX12-100 | GEL | 100 | 700 | 12 | 7–10 | 40 000 – 50 000 |
Критерии выбора АКБ для автобуса с ДВС
-
Пусковой ток – должен соответствовать требованиям двигателя (обычно от 800 А для дизельных автобусов).
-
Ёмкость – зависит от нагрузки (обычно 150–250 А·ч для городских автобусов).
-
Тип АКБ – AGM и EFB лучше подходят для частых пусков, гелевые – для длительных стоянок.
-
Температурный режим – AGM и GEL лучше работают в мороз.
-
Срок службы – AGM и GEL служат дольше, но дороже.
Рекомендации по эксплуатации
-
Для городских автобусов (частые пуски) – AGM или EFB.
-
Для междугородних (длительные поездки) – WET или EFB.
-
Для северных регионов – AGM или GEL (лучшая морозостойкость).
Делая выводы, следует отметить следующие ключевые особенности:
- Оптимальный выбор для большинства ДВС-автобусов – AGM или EFB, как баланс цены и долговечности.
- Классические WET-аккумуляторы дешевле, но требуют обслуживания.
- Гелевые – самые долговечные, но дорогие.