Количество электричек, заявленных на летний сезон, может быть сокращено. ОАО «Экспресс-пригород» терпит убытки, а Западно-Сибирская железная дорога не может дать дополнительные составы. Долги у компании «Экспресс-пригород» образуются, в том числе, из-за перевозок льготников. Областные власти обещают их компенсировать, но не все. Чтобы сократить убытки, «Экспресс-пригород» хочет перестать продавать льготные проездные. Эксперты считают, что компании надо увеличивать число поездов и зимой, и летом — это приведет к увеличению пассажиропотока.
Справка: ОАО «Экспресс-пригород» основано в 1998 году. Третья в России пассажирская компания по объему перевозок (более 20 млн пассажиров в год). Максимальные размеры движения — 72 пары (34 состава). Собственники: РЖД — 51 %, правительство НСО — 46 %, мэрия Новосибирска — 3 %. Подвижной состав компания арендует у РЖД.
Объявление о том, что с 21 апреля пригородных поездов станет больше, появилось еще месяц назад. ОАО «Экспресс-пригород» обещало, что в общей сложности увеличит число вагонов еще в 14 парах пригородных поездов и назначит дополнительно 5 пар электропоездов по выходным дням. А с 29 апреля на пригородных железнодорожных маршрутах количество электропоездов в будни должно увеличиться на 10 пар, в субботние и воскресные дни — на 24 и 26 пар соответственно.
В случае необходимости график движения пригородных поездов обещали корректировать. А летом, при хорошей погоде, даже планируют запустить дополнительные так называемые «пляжные» электрички в южном направлении. «Юг» вообще самое востребованное направление новосибирских электричек. До Искитима даже в обычные дни ходит 12 поездов. А до Тогучина, например, только 7.
В конце марта нынешнего года руководство ОАО «Экспресс-пригород» встречалось с представителями дачных сообществ Новосибирской области, и тогда разговоров о сокращении количества электричек не было.
«О сокращении ничего не говорили. Электричек, конечно, стало мало, и если бы не дополнительные поезда по выходным, то пришлось бы садоводам туго, несмотря на то, что машин у людей стало гораздо больше. Но не расписание сейчас у нас первая головная боль, а отсутствие платформ. Поезда стали длиннее, а платформы все такие же. Кое-где людям приходится прыгать с полутораметровой высоты прямо на насыпь», — рассказал председатель Новосибирского областного союза садоводов Ленсталь Машковцев.
В середине апреля на заседании комитета по транспорту в областном Заксобрании заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Дмитрий Некрасов заявил, что его организация не выделит «Экспресс-пригороду» дополнительные электропоезда для работы в летний период. У «Экспресс-пригорода» есть долг 72 млн руб.
Долг этот образовался в том числе потому, что областное правительство не перечислило деньги за льготников. Министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов призвал ситуацию не драматизировать. По его словам, правительство области всегда выполняло все условия договора, а компенсации за мартовский проезд льготников железнодорожники получат в апреле.
Внутренние разбирательства РЖД и «Экспресс-пригорода» не должны влиять на исполнение обязательств, считает председатель «Транспортного союза Сибири», депутат областного Заксобрания Валерий Ильенко. «Я считаю, недопустимо со стороны компании «Экспресс-пригород» делать заявления в ультимативной форме о возможном сокращении электричек или несоблюдении летнего графика. Мы давно им говорили: оптимизируйте маршруты, избавьтесь от непрофильных активов. Сейчас, чтобы держать руку на пульсе, мы хотим ввести в совет директоров кого-то из депутатов. Кандидатура пока не определена», — пояснил Валерий Ильенко.
Убытки ОАО «Экспресс-пригород» в 2010 году составили боле 250 млн руб. Одну из строчек в убытках компании «Экспресс-пригород» занимают льготные проездные. За первый квартал 2012 года они вытянули из карманов компании почти 4,5 млн руб. Департамент по тарифам отказался компенсировать эти потери компании. ОАО «Экспресс-пригород» объявило, что завершает с 1 мая продажу льготных проездных билетов.
По наблюдениям доцента кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаила Никулина, в том, что система пригородных электропоездов не развивается, а наоборот, приходит в упадок, нельзя винить ни «Экспресс-пригород», ни областную власть.
«Пригородный электротранспорт был убыточным всегда. Его всегда дотировали из госбюджета, потому что он выполняет социальную функцию. Когда ликвидировали Министерство путей сообщения и превратили железную дорогу в ОАО, то электричка стала «бедной падчерицей», на которую не тратится ничего из федерального бюджета», — считает ученый. По его мнению, ситуация с электропоездами похожа на замкнутый круг.
Это тот случай, когда не пассажиропоток диктует необходимость каких-то маршрутов, а наоборот, наличие хорошего расписания электричек способно увеличить количество пассажиров.
Если бы электрички ходили с, например, получасовым перерывом, то люди обязательно пересели бы на них из машин и автобусов. Но «убытки» заставляют власти сокращать электрички, а чем реже они ходят, тем менее они привлекательны.
Что нужно для развития электропоездов, например, в южном направлении, известно, считает декан факультета «Бизнес-информатика» СГУПС, научный руководитель лаборатории «Информационный технологии на транспорте» Валерий Хабаров. Исследование по заказу «Экспресс-пригорода» было проведено не так давно. «Мы изучили все факторы и дали рекомендации компании. Там все: и организация подвоза пассажиров из точек зарождения пассажиропотока к остановкам электричек, и организация парковок перехвата, и создание более удобного расписания, и интеграция с другими видами транспорта. Посчитаны и инвестиции и экономический эффект. Но, к сожалению, пока это не реализовано», — рассказал Валерий Хабаров.
Уже когда этот материал был готов, стало известно, что ОАО «Экспресс-пригород» может изменить свое решение и льготные проездные все-таки будут продавать, а летнее расписание будет реализовано в полном запланированном объеме.