Новосибирский метрополитен — скоростная внеуличная транспортная система в Новосибирске, первый и единственный в Сибири, четвёртый и самый восточный метрополитен в России. Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в год около 70 млн пассажиров. По состоянию на начало 2012 года действуют 13 станций.
Первый пусковой участок из 5 станций был введён в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, а открыт для пассажиров 7 января 1986 года. Эксплуатационная длина действующих линий — 16 км. Среднесуточная перевозка в месяц наибольшего пассажиропотока — 261,4 тыс. пассажиров (декабрь 2010 года).
Метрополитен Новосибирска состоит из двух линий — Ленинской и Дзержинской. Дзержинская линия на протяжении первых 20 лет (1987—2007) осуществляла челночное движение поездов. Лишь с июня 2007 года стало возможным организовать оборотное движение. Обе линии метро обслуживает единое электродепо «Ельцовское» (1985 год).
Интервалы между поездами - от 3 минут в час пик до 13 минут после 23.00.
Одноразовая поездка оплачивается с помощью металлического жетона, приобретаемого в кассе или автомате по продаже жетонов. Используется система «Электронный проездной — Новосибирск» охватывающая весь пассажирский транспорт города. В рамках системы действуют: «Единая транспортная карта», «Студенческая карта», «Карта школьника» и «Социальная карта». С 1 января 2011 года в Новосибирском метрополитене действуют следующие тарифы проезда: Стоимость жетона 15 рублей (по Единой транспортной карте — 14 рублей, по «Студенческой карте» и «Карте школьника» — 7 рублей 50 копеек), стоимость провоза одного места ручной клади 15 рублей.