Навигация: Новосибирск Новости из Новосибирска Охота на «зайцев»

Охота на «зайцев»

Мэрия решила всерьез взяться за безбилетников. Вице-мэр Андрей Ксензов попросил областных депутатов принять специальный закон, который позволит городским властям штрафовать «зайцев». Новые правила охоты на «зайцев» можно ждать уже летом. Сумма штрафа увеличится в пять раз, а на борьбу с нечистыми на руку кондукторами будут призваны видеокамеры и турникеты в автобусах и троллейбусах.

Превратить сезонную охоту на «зайцев» в постоянную борьбу с безбилетным проездом в феврале 2012 года решил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов. Как рассказал председатель комитета по государственной политике комитета Законодательного собрания региона Юрий Шпаков, первый вице-мэр направил депутатам письмо, в котором попросил наделить должностных лиц мэрии правом составлять административные протоколы на безбилетных пассажиров. По действующему законодательству, это прерогатива областных властей.

Параллельно Андрей Ксензов просил депутатов повысить штрафы за безбилетный проезд. Сейчас штраф составляет 100 руб.

Начальник ПАТП №4 Геннадий Палков ситуацию описал так: «В городском управлении пассажирских перевозок контрольно-ревизорная служба есть, но у сотрудников нет права составлять административные протоколы. В результате, даже если они поймали «зайца», то могут лишь уговорами заставить заплатить. Один заплатит, трое пошлют подальше. И размер штрафа маленький.

Если вспомнить СССР, то там штраф превышал стоимость проезда в 20 раз».

В комитете Заксобрания инициативу поддержали. 26 апреля депутаты рассмотрят закон в первом чтении. В мае будет второе чтение, затем закон подпишет губернатор. После этого у главы муниципалитета появиться право дать своим «охотникам» расставлять капканы на «зайцев».

Ожидать повышения штрафов можно к осени. «Сделать штраф как в Москве, 1000 руб., мы, конечно, не сможем. Но 500, я думаю, — вполне адекватная цифра», — считает председатель Транспортного союза Сибири, депутат Валерий Ильенко. Разговоры о высоких штрафах при маленьких доходах населения Валерий Ильенко считает несостоятельными. Не та сумма 13 руб., о которой стоило бы переживать.

Троллейбусный кондуктор с трехлетним стажем Валентина Сергеевна в красках описала портреты типичных «зайцев». Первый — безбилетник в час пик. Эти люди проезжают 2-3 остановки. На предложение оплатить проезд или долго роются в карманах, делая вид, что забыли кошелек, или говорят, что уже заплатили, и судорожно ищут билет, или просто молчат, не реагируя на кондуктора.

Второй тип — веселые молодые компании. Едут тоже недолго. Отшучиваются от кондуктора, но на конфликт не идут — кондуктор или водитель могут вызвать полицию.

Такие случаи, по рассказам Валентины Сергеевны, часто происходят после футбольных и хоккейных матчей и массовых гуляний.

«Есть еще те, кто устраивают шумные «разборки» и выглядят как сумасшедшие. Стоит их попросить заплатить, как они начинают ругаться, кричат что-то про страну, которую разворовали олигархи, и низкие зарплаты и обвиняют нас во всех смертных грехах», — поведала кондуктор.

Свою знакомую Ксению К. в хамстве и скупости я заподозрить не мог, но оказалось, что она частенько экономит на проезде. «От метро до дома мне надо проехать 3 остановки. Я всегда даю всю сумму, но частенько кондукторы спрашивают — «билет нужен?» — и если я отмахиваюсь, то они с меня берут 10 руб. Я всегда оцениваю кондуктора. Если человек вежливый, не хамит, то могу и дать ему «заработать». А на контролеров я ни разу не натыкалась», — объяснила Ксения К.

Такая ситуация типична не только для муниципального, но и для частного транспорта, считает Валерий Ильенко: «У частников та же беда, ну, может быть, чуть меньше в тех случаях, когда за рулем автобуса сидит сам хозяин. Для решения проблемы мы и устанавливаем видеонаблюдение в салонах. Не отказались ни частные, ни муниципальные перевозчики от идеи установки турникетов. Система сейчас проходит «обкатку». Все это — и закон, и технические средства — совокупность мер, которые позволят поставить серьезный заслон и зайцам и нечистым на руку кондукторам».

Крупнейший муниципальный перевозчик «Горэлектротраспорт» в вакансиях, размещенных на сайте НГС, предлагает кондукторам зарплату от 8 тыс. до 15 тыс. руб.

Перевозчики называют взимание платы за проезд мимо кассы «черной» дотационной схемой, похожей на замкнутый круг. Не дошедшие до кассы деньги уходят в карманы кондукторов и водителей, в результате перевозчик не может поднять им зарплату. К тому же, как считает председатель транспортного союза Сибири Валерий Ильенко, недобор денег — одна из причин, по которой транспортники постоянно просят повысить тарифы.

«За сбор денег в карман на первый раз у нас выговор и лишение премии, второй раз — увольнение. Если поймаем с чужими билетами кондуктора, увольняем сразу.

Но, на мой взгляд, эта деятельность не носит массового характера. У нас в компании жалоб на кондукторов не было давно», — рассказал директор ПАТП № 4 Геннадий Палков.

В ответ на обвинения несколько кондукторов на условиях анонимности рассказали, что «берут немного». Средняя величина левого дохода в день составляет 150–200 руб. «На обед себе и водителю», — как пояснила одна из кондукторов. «Безбилетные» схемы чаще всего практикуются в вечернее время, когда контролеры управления пассажирских перевозок уже отдыхают. Сколько потребуется контролеров, чтобы навести порядок на всех маршрутах, и какая потребуется зарплата для них, станет ясно, когда региональные депутаты примут закон.

Источник: НГС.НОВОСТИ
01.05.2012